Авторы: Лимонова М.Н.

Последнее время в аптеках России все чаще стали появляться и, кстати, пользоваться огромным спросом красивые яркие упаковки с надписью «БАД». Когда я только пришла работать в аптеку, в ней на 100 лекарственных препаратов приходилось примерно 3-5 упаковок с биологически активными добавками, сегодня же эта цифра увеличилась в разы.

По данным анализа DMS Group, объем рынка БАД в России за последние 10 лет вырос почти в 15 раз и, по прогнозам, возрастет до 54,7 млрд. руб. в 2016 году против 1,3 млрд. руб. в 2002 году. Только за январь 2014 года российские аптеки продали биологически активных добавок на 2,4 млрд. руб.

Теперь представьте, сколько людей тратят впустую свои деньги, пытаясь поддержать здоровье с помощью БАД. Многие производители биологически активных добавок обещают вылечить различные заболевания (от насморка до онкологии) натуральными растениями, которые, естественно, содержатся только в их «детищах».

Что же такое БАД?

БАД - это композиция натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенных для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов. Цель - обогатить рацион отдельными пищевыми БАД из растительного, животного или минерального сырья, а также химическими или биологически активными веществами и их комплексами. Существуют различные классификации БАД в зависимости от их состава, функциональной активности, эффектов действия и др. В общем, БАД принято делить на нутрицевтики и парафармацевтики. Нутрицевтики применяют для коррекции химического состава пищи человека. Это дополнительные источники белка, аминокислот, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон. Парафармацевтики используют для профилактики, вспомогательной терапии и поддержания в физиологических границах функциональной активности органов и систем. В составе парафармацевтиков выделяют эубиотики или пробиотики – в них входят живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта.

Стоит заметить, что для большинства продуктов БАД отсутствуют научные данные по их активным компонентам и метаболитам, токсикологии, неблагоприятным побочным реакциям, эффектам при длительном применении, взаимодействию с обычными лекарствами, пищей и алкоголем. Нет сведений о том, как они воздействуют на детей, пожилых людей, каковы противопоказания и предостережения применения во время беременности и кормления грудью (у большинства БАД в противопоказаниях стоит только индивидуальная непереносимость).

Так как БАД регистрируется НЕ как лекарственное средство, то производитель вполне может не упоминать о терапевтической или профилактической эффективности. То есть БАД либо поможет, либо нет. В связи с этим вспомнилось интересное высказывание: «Каким бы ни было ваше здоровье, его вам хватит до конца жизни». Кроме того, не стоит забывать, что именно лекарственные растения, входящие в состав БАД, содержат соединения, которые могут в определенных случаях оказывать неблагоприятное воздействие на организм.

Очень часто производители БАД ссылаются на европейский опыт, приводя в пример, что каждый второй житель ЕС принимает биологически активные добавки. При этом забывают один важный момент: там разрешение на продвижение БАД выдают только после того, как будут представлены детальные ссылки на опубликованные в научной литературе данные, что для данного растительного продукта установлены медицинские показания, признана эффективность и доступный уровень безопасности. Ведь согласно законодательным нормам Европейского Союза продукция может относиться либо к пищевым продуктам, либо к лекарственным средствам.

Если же обратиться к законодательству РФ, то закон (ФЗ № 29 от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов») относит БАДы к продуктам питания и определяет как «...природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов". В России для выведения БАД на рынок в настоящее время существует система Государственной экспертизы, результатом которой является санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее безопасность, но НЕ эффективность БАД.

Так зачем покупать красивые, яркие, многообещающие упаковки, когда будет достаточно сбалансированно питаться?

Небольшая история из моей жизни.

Я работаю с лекарственными препаратами около 10 лет и, честно говоря, в БАД не верю. Однажды мне позвонила женщина (откуда у нее оказался мой номер телефона, для меня и по сей день остается загадкой) и сказала, что предлагает мне сотрудничество. Сотрудничество заключалось в том, чтобы я продвигала в стационарах и аптеках нашего города БАДы, «исцеляющие» людей с онкологическими заболеваниями. Эта фраза меня просто шокировала и разозлила, так как я считаю, что нет ничего более подлого, чем пустое обещание жизни пациенту с неизлечимыми на сегодняшний день заболеваниями. Я уточнила, в каком именно научном институте проводилось исследование эффективности, на что получила ответ: «В Институте питания города…» - дальше я уже не слушала… Понятно, что подобные исследования в Институте питания проводиться никак не могут.

Страница Лимоновой М.Н. в КлубКоме

опубликовано 31/03/2014 14:48
обновлено 31/01/2017
Популярная медицина

Комментарии 10

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Лучший комментарий
Маруся Лимонова
02/04/2014 22:40

Маруся Лимонова Россия, Казань

Уважаемая Elena1980 Грузия, Тбилиси! Вы не совсем правильно разделяете понятия "фитотерапия" и "БАД". Лекарственные растения, используемые в фитотерапии для сборов, экстрактов, настоек и тд. стандартизируют согласно нормативной документации и регистрируются как лекарства. Например, корни и корневища валерианы. Смотрят в микроскоп и по определенным признакам определяют что это действительно валериана, делают экстракт спиртом и определяют количество экстрактивных веществ, которых должно быть не менее 25%, кроме этого определяют влажность и тд. И все остальные показатели тоже подлежат проверке, если сырье не соответствует нормативной документации , то сырье бракуют.
Такой документации для сырья БАД- нет.Вот весь ответ.
5
Andrey L
31/01/2017 12:18 #

Andrey L

Статья в стиле закоренелого медицинского работника. Никогда представитель традиционной медицины не будет говорить, что бады действительно помогают поднять иммунитет организма, иначе они останутся без источника дохода. Делая определенное назначение, врач знает что вы к нему вернетесь. Потому что у всех препаратов есть обратная сторона медали. Одно лечим, другое калечим. Если например врач выписывает антибиотики, он абсолютно уверен, что пациент к нему вернется. Врачи прекрасно знают, что БАДы помогают поднять иммунитет, но осознанно не хотят это афишировать.
Маруся Лимонова
02/04/2014 22:25 #

Маруся Лимонова Россия, Казань

Уважаемый alost46 Израиль, Иерусалим! Ваша точка зрения мне тоже не совсем понятна. Сначала Вы говорите "...почему Вы не рады за людей, которые спасли себе жизнь с помощью БАДов, после того, как врачи от них отказались? Вы таких не знаете? Это не значит, что таких нет...", а потом "...это не диета, не еда больных, прежде всего это еда здоровых, поддерживающая и укрепляющая здоровье человека..." ???
4
Маруся Лимонова
02/04/2014 22:21 #

Маруся Лимонова Россия, Казань

Уважаемая Marina Россия, Москва! Здесь и не говорится о том, что БАД- это зло. БАДов очень много,разных. Сейчас много витаминных комплексов являются именно БАДами, даже гематоген-тоже БАД.
Поймите правильно, то что предлагали в "сотрудничестве" было откровенное вранье.
3
Маруся Лимонова
02/04/2014 22:15 #

Маруся Лимонова Россия, Казань

Уважаемый Константин! Скажите пожалуйста, а зачем Вам комплекс из 60-70 минералов? БОльшую часть микроэлементов, минералов и витаминов мы получаем с едой, поэтому мне странно что Вы нуждаетесь в таком комплексе...
3
Константин
31/03/2014 18:55 #

Константин Эстония, Таллин

А что, получается, что купленные в ЕС БАДы они априори хорошие и эффективные. Я сам живу в ЕС (в Эстонии), вчера заходил в аптеку спрашивал какие есть комплексы минералов, мне предложили максимум наборы из 3 минералов с витаминами. А так чтобы комплекс из 60-70 минералов у нас нет. Нашел вроде американскую компанию NSP, может кто-то в курсе это качественная продукция?
Marina
31/03/2014 18:42 #

Marina Россия, Москва

Я тоже не очень поняла категоричность позиции. Не всякий БАД зло. Зло - это когда производитель вас обманывает. Обещает излечение от страшных болезней и прочие подобные вещи. То есть откровенное вранье. А если вам продают витамин, о чем честно предупреждают покупателя, то чем это плохо? Никто ж не обещает, что от приема вы станете страшно здоровым. То есть проблема исключительно в том, что в России (и не только) нет нормального регулирования продажи этих БАДов. Таким образом претензии даже не к производителям (и уж тем более не к покупателям), а к нашему Минздраву и депутатам, которые должны создавать внятные законы, а также к исполнительной власти, которая должна контролировать выполнение этих законов. Причем это проблема не только БАДов ведь, но и лекарств. Я думаю, подделки на рынке именно лекарств, а также отсутствие внятных требований исследованиям лечебной эффективности лекарств - гораздо опаснее для нас, потребителей этих лекарств. А пока можно покупать БАДы (при желании или необходимости, а то можно подумать, что у нас народ сплошь имеет возможность сбалансировано питаться) в Европе или США, раз там с регулированием все в порядке.
1
alost46
31/03/2014 16:50 #

alost46 Израиль, Иерусалим

Уважаемый доктор Комаровский! Уже не первый год я слежу за Вашими передачами на телевидении о здоровье детей - самого дорогого, что у нас есть - слежу с удовольствием и благодарностью. Я видел ваши выступления и читал Ваши публикации в связи с последними событиями в Украине. Отдаю должное Вашей позиции и мужеству. А вот с данной публикацией согласится не могу. Сколько лекарств - ЛЕКАРСТВ - за последние годы выходили на рынок после всех необходимых проверок и вскоре исчезали, как приносящие реальный вред. Конечно,и хорошим фотоаппаратом можно делать плохие снимки, но в данном случае, скорее, вспомнишь о коррумпированных чиновниках и подкупленных врачах. Главный аргумент врача, когда его спрашиваешь о БАДах - я с ними не знаком, ничего сказать не могу. Вы жалеете людей, которые выбросили деньги на красивые упаковки, а почему Вы не рады за людей, которые спасли себе жизнь с помощью БАДов, после того, как врачи от них отказались? Вы таких не знаете? Это не значит, что таких нет. И главное, да, БАДы не лекарства, БАДы - еда! Еда, добавляющая необходимые человеку компоненты питания, отсутствующие в обычном рационе. И это не диета, не еда больных, прежде всего это еда здоровых, поддерживающая и укрепляющая здоровье человека, продлевающая его активную жизнь на годы и десятилетия.
И я был бы искренне рад, уважаемый доктор Комаровский, если бы в Вашу жизнь и жизнь Ваших близких пришли Ваши новые друзья - БАДы. И тогда, на основании личного опыта, Вы сможете рассказать Вашей аудитории какой это замечательный мир - мир БАДов!
1
Elena1980
31/03/2014 16:45 #

Elena1980 Грузия, Тбилиси

Зачем же так категорично. Я, например, многие годы являюсь большой поклонницей БАДов. Это личный выбор каждого. Я сама и мои родные в разное время принимали выписанный из-за границы кальций, магний, пробиотики, растительный Диосмин, рыбий жир и т.д.
Кроме того, многие БАДы состоят из эстрактов различных растений, а фитотерапию ещё нико не отменял.
Та же самая валерьяна - БАД по-вашему.
Просто нужно реально смотреть на вещи и не выдавать какой-нибудь антиоксидант или тоник за чудодейственное средство от рака.
С такими распространителями "Панацеи" я тоже согласна бороться.
Но упрекать в шарлатанстве всех производителей БАДов - это неправильно.
3
Zzzyaz
31/03/2014 15:28 #

Zzzyaz Россия

Печально и грустно от осознания настоящего положения дел с БАДами. Полезная статья. Все изложено доступно и лаконично.
4