Письмо

Здравствуйте, уважаемый Евгений Олегович!

У меня есть вопрос, который Вы смогли бы прокомментировать как бывший врач реанимации, и освещение которого будет, безусловно полезно для всех читателей и посетителей вашего сайта.

У моей дочки одноклассница попала в реанимацию сегодня (диабет). Матери врачи запретили находиться с ребенком. Девочке 6 лет.

Я посмотрела законодательство по этому поводу, и получается, что врачи не совсем правы:

З А К О Н У К Р А И Н Ы «Основы законодательства Украины о здравоохранении» ст.64

Статья 64. Льготы, предоставляемые матерям в случае

болезни детей

При невозможности госпитализации или отсутствии показаний к

стационарному лечению больного ребенка мать или другой член семьи,

который ухаживает за ребенком, может освобождаться от работы с выплатой

помощи из фондов социального страхования в установленном порядке.

При стационарном лечении детей в возрасте до шести лет, а также

тяжелобольных детей старшего возраста, нуждающихся по заключению

врачей в материнском уходе, матери или другим членам семьи

предоставляется возможность находиться с ребенком в лечебном учреждении

с обеспечением бесплатного питания и условий для проживания и

выплатой пособий по социальному страхованию в установленном

порядке.

Гражданский кодекс Украины, ст. 287. Права физического лица, находящегося на
стационарном лечении в учреждении здравоохранения

Статья 287. Права физического лица, находящегося на

стационарном лечении в учреждении охраны здоровья

1. Физическое лицо, которое находится на стационарном лечении в

учреждении здравоохранения, имеет право на допуск к нему других

медицинских работников,членов семьи, опекуна, попечителя,

нотариуса и адвоката.

2. Физическое лицо, которое находится на стационарном лечении в

заведении охраны здоровья,имеет право на допуск к нему

священнослужителя для отправления богослужения и религиозного обряда.

Я прекрасно понимаю, КАК и ЧЕМ могут Вам мешать родственники в реанимации и зачем поддерживается этот миф, что «нельзя-нельзя». Но ведь это 6-летний ребенок! Для взрослого человека больница – это стресс, а что говорить о ребенке, который ВДРУГ остается без мамы, там, где больно и страшно?

И кроме всех моральных аспектов: вдруг, предположим, не дай Бог, девочке станет плохо ночью – ГДЕ врачи собираются искать законного представителя ребенка для согласия на вмешательство?

А если мама сядет на кровати и скажет, что никуда не уйдет и будет с ребенком – врачи же не могут отказать в конституционном праве ребенка на лечение. Вдруг что – как они потом это на суде будут объяснять? Что им помешало присутствие мамы?

Ситуация меня очень задела, в любом случае это может произойти с кем угодно, и у меня просто волосы на голове шевелятся при мысли, что в такой сложной ситуации кто-то будет пытаться разлучить меня с ребенком.

П.С. Я понимаю, что разумнее всего, живя в нашей стране, просто «материально помочь отделению» и спокойно остаться с ребенком к взаимному удовольствию обеих сторон. Однако, интересно, а как это всё «по закону»? И по мнению врача?


Ответ доктора

Здравствуйте!

На первый взгляд, особенно с учетом процитированных вами законодательных актов, все вполне очевидно: родители однозначно имеют право (и юридическое, и моральное) ни на минуту не расставаться с собственным ребенком.

На этом можно поставить точку и заключить ответ лозунгом: «Родители! Требуйте реализации конституционных прав – ваших собственных, и ваших детей!»

Но есть нюансы…

Ясное дело, что даже очень близким людям не место в операционной или при проведении реанимационной помощи — даже в очень-очень цивилизованных и очень-очень демократических государствах при возникновении чего-то экстремального медсестра тут же просит родственников выйти и быстренько ширмочку задергивает (см. «Доктор Хаус» и т.п.).

Мама, ухаживающая за ребенком, может реально помочь медицинским работникам: поправить постель, повернуть на удобный бок, успокоить, рассказать сказку, покормить, напоить, помыть, переодеть, позвать медсестру. А если она еще и возьмет на себя функции санитарки (полы помыть и т.п.) — так вообще красота.

Кстати, хождения по больничным палатам-коридорам многочисленных родственников существенно повышают не только психологическое состояние пациентов, но и эффективность антибиотикотерапии. Этому утверждению есть вполне логичное объяснение. Как известно, подлинным бичом современной стационарной медицины является т.н. «госпитальная инфекция» — там, где в большом количестве сочетаются ослабленные люди, разнообразные антибиотики и дезинфицирующие средства, так вот в таких местах (т.е. в больницах) возникают бактерии, устойчивые к большинству антибиотиков. Эти микробы становятся причиной тяжелейших и практически не поддающихся терапии бактериальных осложнений. Т.о. есть огромная разница — «заработать» пневмонию дома или в больнице. Неудивительно, что научная классификация пневмонии прежде всего делит это заболевание на пневмонию госпитальную и пневмонию негоспитальную.

Бороться с госпитальными инфекциями при помощи режима и дезинфицирующих средств — и дорого, и малоэффективно. Но есть простой выход — посетители! Входящие в больницу здоровые люди постоянно приносят с собой множество бактерий — обычных и нестрашных, а они (бактерии) в свою очередь вступают в конкуренцию с госпитальной флорой, вытесняя последнюю.

Именно поэтому любая «ихняя» больница (см. «Доктор Хаус» и т.п.) с точки зрения нашенской санстанции представляет собой проходной двор. Куча посетителей, и совсем не надо арендовать халат и шапочку…

Итак посетители — хорошо, и мама вместе с ребенком — это тоже хорошо.

Теперь про плохое.

Мама, как мы уже написали, может реально помочь. Да, может. Но как человек, проработавший 10 лет реанимации, я ответственно заявляю: мам, способных реально помочь, абсолютное меньшинство. Но сколько угодно мешающих, не выполняющих инструкций, видящих свою задачу исключительно в том, чтобы «контролировать выполнение медицинскими работниками своего профессионального долга».

Многие, прочитав эти строки, возмутятся. Возмутятся потому, что являются лицами, для которых ответственное родительство — норма жизни. В противном случае вы бы на этом сайте не сидели и эти строки не читали бы.

Но ведь есть другие. Ой, как же их много. Ой, как же я насмотрелся на этих других…

Первое потрясение было когда, еще будучи врачом-интерном, присутствовал при грандиозном скандале: дежурная медсестра «застукала», с позволения сказать, «мамочку», которая из бутылки с соской поила восьмимесячного ребенка «Золотой осенью» (популярное в те времена плодово-ягодное вино) — дескать, чтоб лучше спал и маме не мешал. А потом я привык и уже ничему не удивлялся.

Не удивлялся тому, что первый вопрос при появлении в отделении — это «где у вас тут можно покурить?», не удивлялся тому, что как куклу трясут и шлепают (иногда бьют) трехмесячных детей, не удивлялся тому, что надо напоминать о необходимости мыть руки после туалета и перед тем, как дитя кормить…

И в отношении таких мам я бы очень хотел иметь юридическое право их к ребенку не подпускать. Не подпускать хотя бы тогда, когда ребенку плохо.

Но все это эмоции, к реальной медицине не имеющие особого отношения.

Вот не пустили маму в реанимацию. А если бы пустили, то как бы там маме жилось?

Где бы она спала, ела, принимала душ? Куда бы она ходила по нужде?

Есть ли хоть одно детское реанимационное отделение, в котором предусмотрены койки для родителей, постель и питание для родителей, туалет для родителей?

Есть! Но не здесь.

Можете ли вы представить маму, которая, находясь вместе с ребенком в реанимации, молча сидит и не задает вопросов? Не можете. А у дежурного реаниматолога часто нет времени в туалет сходить. Но кто-то ведь должен на вопросы отвечать… А вам  не ответили, а вы написали жалобу, что врач был груб и невнимателен…

Есть ли хоть одно детское реанимационное отделение, в котором предусмотрена штатная должность психолога для общения с родителями?

Есть! Но не здесь.

Я много еще могу вам порассказать о проблемах, о том, что там, за дверьми реанимационного отделения происходит.

Вы уверены, что сможете контролировать себя, оглядываясь по сторонам — ведь там есть и другие пациенты. И они иногда умирают…

Главное, тем не менее, состоит в том, что пребывание родителей в реанимационных отделениях может быть и возможно, и целесообразно. Для этого должны быть осуществлены некие действия организационного характера. Подобные действия должно осуществлять государство. Но ему (государству) пока не до нас.

Государство гарантирует бесплатную медицинскую помощь, но именно врач уполномочен сообщить вам, что он не может эту помощь оказать.

Государство гарантирует вам возможность быть вместе с ребенком, но именно врач разводит руками и говорит — куда ж я вас пущу, если здесь даже стул поставить некуда.

Как следствие — реализуется классический принцип «разделяй и властвуй» — мамы и врачи готовы друг друга поубивать, а правительство вообще и министр здравоохранения в частности — все на белых конях — добрые и пушистые…

опубликовано 02/12/2010 17:21
обновлено 30/05/2016
Переписка

Комментарии 25

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Лучший комментарий
Гость
24/01/2011 23:44

Гость

Когда моей дочери было 6 мес. Она попала в реанимацию с острым обструктивным бронхитом, по сути она задыхалась уже. Сначала меня не пустилик ней, но через 2 часа позвонил врач и попросил прийти, т.к. у неё не прекращалась истерика, а в её состоянии постоянный плач был просто опасен для жизни. Я пробыла там с ней 10 дней в палате, где была кровать для меня и рукомойник. Выполняла все указания враче, делала ингаляции, кормила, поила. Даже звать никого не приходилось, не смотря на моё присутствие постоянно кто-то приходил, медсестра, врач. Вопросы задавать не приходилось врачи сами говорили о её состоянии, объясняли почему и что назначили. Огромное им всем спасибо за спасённого ребёнка.
г. Запорожье 5 городская детская больница.
7
Olg-a
18/05/2013 21:10 #

Olg-a Россия, Екатеринбург

Спасибо доктор, я не врач, но мама и прекрасно понимаю что мамы бывают разные и врачи тоже, дай Бог чтоб и тем и другим друг с другом везло. Не каждый человек может адекватно реагировать в стрессовых ситуациях, тем более если дело касается родного ребенка. Согласна со всем, жаль что наша медицина не на уровне (это скорей про отсталость прогресса, нежели про чел. фактор, и наши мамочки без здравого смысла...
Еще хочу сказать отдельно про то что врач видит каждый день чужое горе, и каким должен быть сильным человеком, чтоб смотреть, понимать, разворачиваться и идти дальше... жить, лечить
Если каждый врач будет устраивать истерики? Тем у кого случилось горе станет легче?
Спорить об этом не хочется, не хочется никому плохого, страшно попасть в больницу, тем более если это маленький ребенок... Но кричат те кому сделали плохо громко, чтоб все услышали, те кто благодарны чаще молчат...
2
Анна
12/11/2012 12:04 #

Анна Россия, Челябинск

Девушки! Тук-тук! Доктор пишет не об отделении соматической патологии, он пишет о реанимации. Вы когда- нибудь работали в отделении реанимации? Вы когда- нибудь видели, как умирают пациенты? Вы хотите увидеть своими глазами? Вэлкам- санитарить в любое реанимационное отделение, пусть даже и не в детское. Может тогда некоторые поймут, что не нужно наручники надевать врачам. А уж тем более, писать такое о врачах, работающих в детских ПИТ. На их глазах уходят совсем маленькие дети, и они иногда не могут помочь - выдержать это, не свихнуться, не стать алкоголиком- это достойно восхищения. А родителям в реанимации делать нечего- в плане постоянного пребывания с ребенком. Посещения- совсем другое дело.
4
ЛИНДА
18/07/2012 15:54 #

ЛИНДА Украина, Киев

Ой люди!!!!Что я вам могу сказать про эту ужаснейшею больницу,а особенно о детском реанимационном отделении...У меня очень печальные две истории не буду вдаваться в подробности...,но могу сказать что этим врачам надо руки в наручниеи заковывать,хамское отношение,на тебя смотрят сверху вниз,сразу начинают хоронить этих деток они за ними там толком и не смотрят(говорят зачем вы их рожаете если толком выносить не можете,),а эти врачи вы посмотрите на каких они машинах ездят лучше чем Верховна рада...И где это видано что бы мать находилась дома,а ребёнок в отделении,что это за идиотизм мне кажется что ребёнок чуствуя материнское тепло быстрее поправится!!!Два раза в неделю можно видеться с малышом,вот это единственное что мы с мужем и успели сделать...,за первым мы оба его видели,а потом забрали не в калясочке домой а в гробике хоронить на кладбище,и второй раз...аналогично...Что там они делают с этими детками знают только они и сам Бог...И потом пока мы с мужем отходили от шока у меня оказались хорошие друзья которы хотели мне помочь что быхотя бы проверили что там твориться так они бегом переписали бумаги и сделали меня виноватой вовсём....Жаль что нет управы на них.У нас закон на той стороне у кого больше денег(((((((
2
мамамарка
04/07/2011 11:48 #

мамамарка Украина, Киев

В далеком 1984 году (мне тогда было 4 года), я попала в больницу с менингитом!!! Помню все очень смутно и отрывками, но помню маму в реанимации поздно ночью, а потом три недели маму раз в день через окно. Лежала в палате с другими женщинами с детьми по младше. Помню что все за мной ухаживали и помогали, а я постоянно играла с маленькими детьми. Много времени прошло, у меня нет ни каких проблем со здоровьем и психикой - что мамы не было рядом! Спасибо тем врачам что спасли мне жизнь!
4
Натали
09/06/2011 11:37 #

Натали Россия, Улан-Удэ

и Мамы и врачи разные бывают.Я сама паникерша ужасная,но я абсолютно уверена что мама должна быть с ребенком,исключение-если это мама алкашка или наркоманка и ребенок по ее вине попал в больницу,вот таким "мамам" там не место. и совершенно согласна,что мама ухаживая за своим чадом,может помочь и нянечкам и медсестрам,а еще все забывают,что в больницах всегда есть детки из ДД,отказные,вот им точно помощь чьей-то мамы нужна. Моя мама когда лежала со мной(бронхит) выкармливала 4 отказничков из Детского дома инвалидов,потому-что медсестрам некогда было дарить своем внимание брошенным деткам,так детки эти две недели поправились на 500-800 грам,а были как дистрофики,исчезли опрелости,пеленочный дерматит,поэтому адекватные мама не только могут но и должны лежать с детками.
6
Гость
05/03/2011 01:18 #

Гость

Год назад, когда моей доченьке было 9 месяцев, она попала в реанимацию с диагнозом пищевая токсико- инфекция. Двое суток врачи сражались за ее жизнь. Меня к ней не пускали. Но один врач позволил ее увидеть, так потом медсестры говорили, что она долго плакала и не могла успокоится после моего ухода. До сих тяжело вспоминать те "черные" дни. Но спасибо Богу и врачам инфекционной больницы г. Львов, которые спасли моих деток(мой старший сын лежал в отделении кишечных инфекций). Первые дни после реанимации она не оставалась без меня ни на секунду, но потом все прошло и она быстро все забыла.
2
Гость
01/03/2011 17:09 #

Гость

Каждый раз как читаю комментарии и вспоминаю те дни пребывания ребенка в реанимации - на глазах слезы. Наверное, это не забудется никогда...
2
Гость
28/02/2011 10:37 #

Гость

и мешать спасать своего ребенка не будут, а вот знать что делают врачи обязаны и обязанность врачей это рассказать или делать при родителях
6
Гость
28/02/2011 10:35 #

Гость

какая разница есть койка или нет, когда ребенок попадает в реанимацию, родители меньше всего думают о том где им поспать
7
Гость
28/02/2011 10:34 #

Гость

не пустить родителей в реанимацию к маленькому ребенко, это дикость и бесчеловечность, которой нет никакого оправдания. В любой цивилизованной стране таких врачей бы уволили даже до суда дело не дошло бы.
6
Гость
27/02/2011 23:19 #

Гость

Моей старшей дочери удалили аппендецит две недели назад.Ей всего 5 лет.На руках еще 2 малышей.Бабушек рядом нет.Первые двое суток был с ней папа,но больничный ему не дали.Сказали,что не положено,ей пришлось лежать самой.Мы посещали ее только утром и вечером.И нечего.Она держалась молодцом.Скучала,но истерик не закатывала.Загрузили ее новыми игрушками,карандашами и пр.Объяснили,что папе надо зарабатывать,а мама с братиками дома.Она все поняла.Ребенку необходимо просто объяснить ситуацию.Я считаю это даже полезно.В жизни может быть всякое.
3
Гость
24/02/2011 15:03 #

Гость

Я с 6-ти лет постоянно лежала в больнице одна, более того -- далеко от дома, и мама ко мне могла приезжать лишь раз в неделю на час-полтора. И так было, поверьте, не раз. И ничего! Как видите, жива-здорова, не маньячка, маму люблю, психика не нарушилась, ни на кого обиду не накопила! А самостоятельное пребывание лишь научило меня самостоятельности с детства. Да, жизнь -- это не детская комната ,которая полна игрушек ,иногда придется побыть и без мамы. И со своим ребенком мне пришлось долго лежать в больнице (грудной ребенок), так вот честно скажу -- есть такие мамы, от бесконечной болтовни и паники которых у меня психоз начинался, не говоря уже о врачах!
4
Гость
20/01/2011 21:46 #

Гость

Да, действительно, маленьких активных детей в реанимации пичкают какими-то лекарствами, которые превращают их в "ватных" (мой ребенок в 7 месяцев не мог даже держать самостоятельно голову и сосать грудь), на восстановление ушло несколько дней после перевода из реанимации в стационар, где я была уже вместе с ребенком
1
Гость
18/01/2011 18:16 #

Гость

... как отличить вменяемую маму от невменяемой более менее понятно,а как быть с врачами?
3
Гость
16/01/2011 06:00 #

Гость

Все стороны можно понять.Хотя бы попытаться.Но это трудно сделать после ужасных случаев халатности и равнодушия со стороны некоторых медработников.Мы летом были в гостях у бабушки.Городок небольшой.Ребенку 10 месяцев.У ребенка в 4 утра поднялась температура 39,5.По скорой нас приняли в 5 утра.Принимал хирург и почему-то он решал вызывать или нет педиатра.Не вызвал.Сделали литический.Немного сбили.Положили в отделение.Ждите врача будет в 6 утра.Потом в 7 и т.д.В 10 утра врач так и не появился.Ребенок горит,я прошу(!) поторопить врача и сделать хоть что-нибудь.Ответ как назойливой мухе.Ждите .Я спросила чего ждать?Пока у ребенка начнутся судороги?Ответ:ну давайте опять сделаем литический.Ч/з два часа после первого!Я прошу позвоните врачу на мобильный,ребенку ведь хуже и хуже.В ответ:мы звонить не будем.Закончилось тем,что я схватила закатывающего глазки ребенка и ворвалась в кабинет главврача(он сам кстати был в шоке от услышанного).Вот тогда все и забегали и стали оказывать помощь моему ребенку.Как оказалось педиатру на летучке про нас забыли сказать!Хотя я очень сомневаюсь в этом!Пишу и снова переживаю тот ужас.Ведь из-за чьей-то лени и равнодушия, я могла потерять свою драгоценность.Как после этого я могу кому-то доверять?Знаете бывает мало знаний,опыта,но самое страшное,когда медик равнодушен.Хотя я искреннее не понимаю как можно равнодушно смотреть как страдает ребенок любому человеку,не только медику?Да медицина у нас в яме.Ну сделайте платные палаты.И те кто может и хочет, будут платить.А за счет этих денег,можно что-то делать и для тех кто не может платить.Ну надо же искать выход хоть какой-то,а не опускаться же все ниже и ниже.Ведь уже некуда.
7
Гость
15/01/2011 23:55 #

Гость

Моя знакомая мне рассказала,что после недельного пребывания в реанимации ее двухлетний сын стал сторониться других людей, детей, а маму стал бить: страшно обиделася, что она его оставила одного.
3
Гость
06/01/2011 12:53 #

Гость

какой ужас(((.
Гость
05/01/2011 13:25 #

Гость

меня в реанимацию не пускали
Гость
05/01/2011 13:24 #

Гость

мой ребенок в 1.5 лежал в реанимации 5 дней. реанимация была пустой. когда я его забрала он был болен сильным бранхитом, хотя лежал с ротавирусом. у него была сильнейшая психологическая травма, стал бояться спать один в кровати, очень пугливым ко всему. забрала его абсолютно обколотым сильными успокающими, меня вообще не узнал, был как зомби.
Гость
04/01/2011 17:59 #

Гость

Очень точно подмечено "мамы и врачи готовы друг друга поубивать, а...". Я и сама имела честь лицезреть и мам контролерш(они успевают не только врачей достать, но и других мам), и алкоголичек и это все за 5 дней пребывания в обычном стационаре, и знаю как тяжело себя пересилить и не бежать каждые три минуты к доктору со всякими пустяками, и принять что кому-то в этот момент действительно нужнее внимание врача. Представляю чего насмотрелись врачи, ведь на маме не написано адекватная она или нет, а для себя лично не представляю как можно перенести разлуку с ребенком, когда он в реанимации, а ты даже не видишь его, не то что помочь. К сожалению врачи и родители по разные стороны баррикад и наверно это никогда не изменится.