Уважаемый Евгений Олегович, очень прошу Вас высказать Ваше мнение (основываясь на многолетнем опыте работы с детьми) по теме "Кесарево сечение и его влияние на здоровье и развитие ребенка". Хочется услышать именно Ваше мнение, т.к. у Вас ко всему очень разумный, логичный и взвешенный подход, без впадения в крайности.

Объясню, почему для меня так важен этот вопрос, хотя для этого придется подробно разъяснить мою личную ситуацию. Кроме того, мне кажется, что моя ситуация может быть довольно типичной и Ваше мнение поможет кому-либо еще, кто, как и я, стоит сейчас на распутье. Первого ребенка я родила в 32 года. Беременность была идеальной, даже врачи меня, "старую первородящую" все время хвалили и говорили, что по моей беременности можно хоть справочники писать - что и в какое время должно развиваться, и прогнозы на роды были самые радужные.

Кроме того, я, разумеется, как немолодая мамаша, ко всему собиралась подойти с точки зрения "не по глупости, а как надо", ходила на курсы, читала сайты по беременности, родам и.т.п. И, признаюсь, очень глубоко в мою впечатлительную голову была вбита идея о том, что все должно быть естественно (роды, вскармливание, уход - ну, в общем, в стиле сайта "mother.ru"). И при этом мне как-то на глаза попалась статья, где с точки зрения именно педиатра (причем вся статья перемежалась фразами типа "Общеизвестно, что" и "совершенно точно доказано, что") излагалась позиция, как кесарево вредит детям, как плохо сказывается на их здоровье, развитии, взаимоотношениях с матерью. Причем после статьи было обсуждение, где мамочки "кесарят" говорили, что их дети абсолютно нормальные, а не какие-то ущербные рохли с ослабленным здоровьем. Но их оппонентки, сторонницы естественных родов, отвечали в том духе, что, мол, рассказывайте-рассказывайте, это просто у вас, убогих, желание оправдать себя и комплекс неполноценности, а на самом деле вы прекрасно понимаете, что все у вас не так, потому что роды прошли не "по-природе", а по-медицински, контакта духовного с дитем нет, и к груди приложили не сразу, и, в общем, доказано, что все это вам еще аукнется.

Понятное дело, что после такого я была железно уверена, что рожать я, такая здоровая, буду только сама и не при каких условиях на кесарево не пойду. Наблюдалась я у очень хороших врачей (вообще я сразу скажу, что мне все-все врачи попались очень хорошие и, по-моему, высокопрофессиональные - от районной поликлиники до "платных", но об этом чуть позже), которым доверяла, но вдруг, ближе к 40 неделе, мне сказали, что нужно лечь в роддом заранее, т.к. "время рожать, а родовые пути абсолютно не готовы". То есть, конкретнее, шейка матки никак не выглядела на свой срок, да и прочая анатомия (не могу сказать точнее, ведь я не медик) никак сроку не соответствовала. Нужно, мол, лечь заранее и какие-то уколы поделать.

Начитавшись статей, я взревела: "Как, меня колоть какой-то химией???? Ни за что!!!" И сбежала в другой роддом, славящийся своими "естественными" подходами к ведению родов. То есть там действительно просто так не кесарили. И когда меня принимала в этот "правильный роддом" зав отделением, она вдруг тоже мне сказала об этой проблеме и пояснила, что такое состояние шейки может быть связано с проведенным много лет назад лечением эрозии шейки крио-методом. "Но как же так??" - опешила я - "Ведь везде пишут, что от крио метода никаких проблем в родах не бывает". "Еще как бывает" - ответила врач.

В общем, не вдаваясь в детали, скажу, что при первом же обходе и осмотре (а его проводила зам. главврача роддома), мне было сказано, что мне в моем случае наилучший выход - плановое кесарево, тем более что пошла уже 42 неделя. Это был шок для меня, просто истерика, ведь мой ребенок будет .....(смотрите выше)..Я нажаловалась мужу, он задействовал все медицинских знакомых, вышли на главврача ("Как это, здорового человека - и на кесарево"), и , наверное, под давлением нас, таких умных, врачи просто стали ждать. Спустя пару дней начались-таки роды, и я, такая сторонница естественности, получила за свое упрямство по полной программе: схватки шли, раскрытия не было и врачу пришлось под анестезией потихоньку раскрывать шейку рукой. То есть в ход пошла и эпидуральная анестезия, и окситоцин против которых я когда-то так была настроена. Благо, хоть тогда меня уже никто не слушал. Роды затянулись, и, хотя показатели сердечного ритма у ребенка были нормальными (и при рождении он получил 8-9 баллов), часть вод была зеленоватой.

И после этого, слушая в течение почти двух лет вопли моего дитяти по ночам, я все время думала - а не последствия ли это столь желанных естественных родов. Кроме того, и для меня роды закончились многочисленными разрывами, а спустя год - опять эрозиями по местам разрывов. И когда сейчас мне опять предложили прижечь эти эрозии, я вдруг подумала: мы хотели бы второго ребенка - и что, меня и его опять ждет такой же кордебалет??? Невропатологи, например, меня уверяли, что эти ночные вопли и два года без сна - однозначно последствия осложненных родов.

Посещают и другие мысли - малыш мой растет весьма сообразительным, любознательным, говорить начал довольно рано - неужели он бы хуже развивался, если бы я не самодурствовала, а согласилась на кесарево? Конечно, я понимаю, что хорошо бы все было так, как задумано природой, но если обстоятельства складываются против?

То есть суть моего вопроса: Вы наблюдали много детей, действительно есть какая-то разница между кесарятами и "обычными" детьми? Или все эти причитания об отсутствии "духовной связи", целеустремленности и т.п. - продукт очередных околонаучных измышлений и переживаний, что кто-то избежал участи "рожать в муках будешь"???

Заранее благодарю за ответ, С уважением Лика

опубликовано 11/12/2008 21:03
обновлено 21/07/2015
Переписка

Здравствуйте, Лика!

Тема, поднятая вами, скорее относиться к области философии и психологии, нежели к медицине. Моя позиция такова. Во всех нас на биологическом, инстинктивном уровне заложено соперничество - желание быть в своей стае самым быстрым, самым сильным, добыть максимально большое количество еды, овладеть множеством самок и соблазнить соответствующее количество самцов. Спорт, мода, секс-индустрия, бизнес - все, по большому счету, на этом построено.

Мужчина, страдающий импотенцией, всячески скрывает это от окружающих, ибо, на уровне подсознания, сие воспринимается как биологическая, природная несостоятельность. Женщина, родившая самостоятельно, подсознательно ощущает свое биологическое превосходство над подругой по стае, которая этого сделать не смогла. Вся беда в том, что биологически состоявшиеся женщины сплошь и рядом объединяются в стаи и начинают шельмовать тех, кто не смог в эти стаи попасть. А это уже специфика чисто человеческих контактов. С точки зрения элементарной этики, если женщина хотела, но не смогла, так не осуждать ее надо, а успокоить, поддержать, определить некий алгоритм действий - что делать самой и что делать с ребенком, дабы минимализировать отрицательные последствия.

Я, как педиатр, глобальной, существенной разницы, как в уровне здоровья, так и в уровне интеллекта в зависимости от способа рождения не вижу. Ибо роды - важный, но все-таки эпизод, а вот за ними следует целая система ухода и воспитания, которая определяет здоровье не менее, ежели не более существенно. Опять-таки, плановое кесарево, и кесарево по неотложным показаниям, возникшим в родах - очень разные вещи. Во втором случае кесарево делается именно потому, что процесс пошел не так, значит, последствия будут более серьезными. Есть опасности для ребенка в любом варианте - асфиксия и травмы при родах, реакции на наркоз при операции. Любые роды и любое кесарское сечение - реальный риск и для дитя, и для мамы. Так уж Природой заведено.

Резюме: способ рождения не является определяющим во "влиянии на здоровье и развитие ребенка". Боюсь показаться не оригинальным, но, в который раз, повторюсь: и здоровье, и развитие теснейшим образом связаны со здравым смыслом тех, кто ребенка окружает.

Всего Вам доброго. Комаровский Евгений Олегович

Комаровский Е. О.

Комментарии 119

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Лучший комментарий
пистолькорс
23/10/2011 02:07

пистолькорс Украина, Винница

Очень хочется высказать свое мнение по этому поводу! Удивляюсь и ужасаюсь и даже злюсь когда слышу переживания женщин связных с "неполноценностью" из-за того ,что им сделали кесарево. Злюсь на тех людей,статьи,передачи которые навязывают мнение,что правильно и хорошо только естественные,а кесарево -катастрофа! Согласна с мнением Евгения Олеговича,что это особенность нашей ментальности.Но кому какая разница как вы рожали??7 Если для вас это сильный удар по самооценке.так скажите .что рожали сами.Всем "доброжелателям" дабы проверить этот факт необходимо будет искать вашего акушера-гинеколога(сомневаюсь,что они проявят такую сильную заинтересованность:)) К то муже, реабилитационный период после кесарева смело можно защитать за родовую деятельность(это тоже изнурительно и требует сил,терпения) И о самом главном,на мой взгляд. Здоровый ребенок!! Еще раз.если кесарево сохранит здоровье или жизнь вашего малыша,то черт возьми,о каких сомнениях может идти речь!? Хочу рассказать как было со мной. Материнский инстинкт дважды спас моей дочурке жизнь.Впервые в конце 1го триместра. Я ошиблась в подсчётах и пошла узнавать пол ребенка на две недели раньше чем положено. Лежу я на кушетке в кабинете УЗД, врач говорит,что на этом сроке результат будет не точен.Лучше прийти в положенный срок.Что-то мной руководило и я настояла на процедуре.(всегда надо слушать.что подсказывает сердце)На Узд увидели,что ребеночек очень низко расположен,шейка матки сглаживается и сокращается,то есть к утру я рожу(на таком раннем сроке это ,как вы понимаете,выкидыш).Прямо оттуда меня отвезли в гинекологию под капельницу. Второй раз интуиция помогла мне спасти доченьку уже перед самыми родами. За два месяца до родов на том же УЗД обнаружили однократное обвитие пуповиной + к этому я не очень крупная ,таз как говорят врачи-"не роскошный". В том момент я решила не рисковать и искать врача который сделает кесарево(поиски врача это отдельная история.Это оказалось весьма проблематично.ведь сейчас проводится политика естественных родов). Врача который бы согласился делать кесарево с такими показателями я не нашла.Решила на 39 неделе ложится в патологию, по скольку там мне очень понравилась акушер-гинеколог.Людмила Ивановна(тот самый акушер гинеколог) предложила сделать полное обследование и на консилиуме решать вопрос о родоразрешении. При обследовании обнаружили двукратное обвитие.Тут меня уже всю трясло!!!Консилиум решил,что рожаю сама.Я извела всех врачей тем что хочу кесарево.В коридорах меня узнавали в лицо.Естественные- естественными,но я никак не могла разродится. Кости не расходятся,схватками и не пахнет, назначенный срок уж полторы недели как прошел. Консилиумы меня смотрят и смотрят... ,большинство склоняется начинать естественно.а там будет видно. Решают ставить капельницу и вызывать роды.Утром,в день когда должны ставить капельницу я рано просыпаюсь и иду писать отказ от вызова родов9хотя бы на два дня).Врачи в шоке! Следующее, я требую сделать мне повторное УЗД,за время пребывания в роддоме весь мед персонал уяснил.что я крайне настойчива. и.. УЗД показывает уже трехкратное обвития и меконий в водах.Тут уж все сошлись во мнениях.что утром надо кесарить. Через минут 15 после очередного консилиума начинают протекать воды.В срочном порядке готовят операционную для операции кесарево сечение. На операцию я шла с огромной радостью и полной уверенностью,что так лучше для моей доченьки. Все прошло великолепно!!! операция длилась 30мин. Я была под спинной анестезией, то есть была в сознании. Афину извлекли.дали мне поцеловать,затем положили на грудь счастливому отцу. Остальное время пока длилась операция я общалась с анестезиологом.Рассказывали друг другу анекдоты(без шуток). Не могу не поблагодарить всю команду,которая так на славу потрудилась,а именно Людмилу Ивановну, Евгения Викторовича и Анатолия Григорьевича. И в заключении о состоянии доченьки: Афине Филипповной сейчас 2 недели. Чувствует себя прекрасно. Активная, правильно набирает вес,по ночам дает отдыхать и себе и новоиспеченным родителям и уже держит головушку!!:) Самое главное это любовь и забота .а не метод рождения!!!
7
Мария
24/01/2012 21:45 #

Мария Россия, Калуга

Вставлю свои пять копеек: в истории сохранился тот факт, что Юлий Цезарь появился на свет с помощью кесарева сечения. Он, чем то отличался от тех, кто родился естественным путем? ДА, отличался - он был гением. Так может именно КС его сделало таким? ;)
6
LNatalia
08/12/2011 10:48 #

LNatalia Россия, Новосибирск

отличная статья! У нас в семье так получилось, что я и моя сношенница (жена родного брата моего мужа) забеременили в один месяц, ставили одинаковые сроки и детки у нас родились с разницей в 9 дней, но у меня было КС, т.к. мое чудо сидело попой вниз, а у неё ЕР. Так он у неё застрял в тазу и его вытаскивали вакуумом, из за этого раздражили родничок и он у них теперь гиперчувствительный, они не спят ночами, да и плюс к этому она порвалась, и вот я не вижу смысла так издеваться над малюткой, хоть она и боялась что её прокесарят
3
пистолькорс
17/06/2011 13:51 #

пистолькорс Украина, Винница

Очень хочется высказать свое мнение по этому поводу!
Удивляюсь и ужасаюсь и даже злюсь когда слышу переживания женщин связных с "неполноценностью" из-за того ,что им сделали кесарево. Злюсь на тех людей,статьи,передачи которые навязывают мнение,что правильно и хорошо только естественные,а кесарево -катастрофа! Согласна с мнением Евгения Олеговича,что это особенность нашей ментальности.Но кому какая разница как вы рожали??7 Если для вас это сильный удар по самооценке.так скажите .что рожали сами.Всем "доброжелателям" дабы проверить этот факт необходимо будет искать вашего акушера-гинеколога(сомневаюсь,что они проявят такую сильную заинтересованность:))
К то муже, реабилитационный период после кесарева смело можно защитать за родовую деятельность(это тоже изнурительно и требует сил,терпения)

И о самом главном,на мой взгляд. Здоровый ребенок!! Еще раз.если кесарево сохранит здоровье или жизнь вашего малыша,то черт возьми,о каких сомнениях может идти речь!?

Хочу рассказать как было со мной. Материнский инстинкт дважды спас моей дочурке жизнь.Впервые в конце 1го триместра. Я ошиблась в подсчётах и пошла узнавать пол ребенка на две недели раньше чем положено. Лежу я на кушетке в кабинете УЗД, врач говорит,что на этом сроке результат будет не точен.Лучше прийти в положенный срок.Что-то мной руководило и я настояла на процедуре.(всегда надо слушать.что подсказывает сердце)На Узд увидели,что ребеночек очень низко расположен,шейка матки сглаживается и сокращается,то есть к утру я рожу(на таком раннем сроке это ,как вы понимаете,выкидыш).Прямо оттуда меня отвезли в гинекологию под капельницу.
Второй раз интуиция помогла мне спасти доченьку уже перед самыми родами.
За два месяца до родов на том же УЗД обнаружили однократное обвитие пуповиной + к этому я не очень крупная ,таз как говорят врачи-"не роскошный". В том момент я решила не рисковать и искать врача который сделает кесарево(поиски врача это отдельная история.Это оказалось весьма проблематично.ведь сейчас проводится политика естественных родов).
Врача который бы согласился делать кесарево с такими показателями я не нашла.Решила на 39 неделе ложится в патологию, по скольку там мне очень понравилась акушер-гинеколог.Людмила Ивановна(тот самый акушер гинеколог) предложила сделать полное обследование и на консилиуме решать вопрос о родоразрешении. При обследовании обнаружили двукратное обвитие.Тут меня уже всю трясло!!!Консилиум решил,что рожаю сама.Я извела всех врачей тем что хочу кесарево.В коридорах меня узнавали в лицо.Естественные- естественными,но я никак не могла разродится. Кости не расходятся,схватками и не пахнет, назначенный срок уж полторы недели как прошел. Консилиумы меня смотрят и смотрят... ,большинство склоняется начинать естественно.а там будет видно. Решают ставить капельницу и вызывать роды.Утром,в день когда должны ставить капельницу я рано просыпаюсь и иду писать отказ от вызова родов9хотя бы на два дня).Врачи в шоке! Следующее, я требую сделать мне повторное УЗД,за время пребывания в роддоме весь мед персонал уяснил.что я крайне настойчива. и.. УЗД показывает уже трехкратное обвития и меконий в водах.Тут уж все сошлись во мнениях.что утром надо кесарить. Через минут 15 после очередного консилиума начинают протекать воды.В срочном порядке готовят операционную для операции кесарево сечение.
На операцию я шла с огромной радостью и полной уверенностью,что так лучше для моей доченьки. Все прошло великолепно!!! операция длилась 30мин. Я была под спинной анестезией, то есть была в сознании. Афину извлекли.дали мне поцеловать,затем положили на грудь счастливому отцу. Остальное время пока длилась операция я общалась с анестезиологом.Рассказывали друг другу анекдоты(без шуток). Не могу не поблагодарить всю команду,которая так на славу потрудилась,а именно Людмилу Ивановну, Евгения Викторовича и Анатолия Григорьевича.
И в заключении о состоянии доченьки: Афине Филипповной сейчас 2 недели. Чувствует себя прекрасно. Активная, правильно набирает вес,по ночам дает отдыхать и себе и новоиспеченным родителям и уже держит головушку!!:)

Самое главное это любовь и забота .а не метод рождения!!!
3
Cheryl
07/06/2011 00:53 #

Cheryl Украина, Киев

P.S. А в страшилки про якобы худшее развитие кесареночков я не верю, так же, как не верю и в необыкновенное развитие интеллекта у детей на ГВ (хотя сама кормлю грудью). Я, кстати, кесаренок, мама кормила меня грудью до 3 месяцев, а потом молоко просто пропало, исчезло... Мама метнулась на молочную кухню, выловила из тамошнего молока и похоронила двух утопших тараканов, и купила мне смесь (в те годы была Малютка, с рождения, и Малыш - с полугода, и все) - а я от смеси стала цвета свеклы, так обсыпало, и пришлось маме поить меня разведенным коровьим молоком, от него меня не сыпало, вот такая я странная... Я не говорю, что это хорошо, я всю жизнь с ЖКТ мучаюсь, но маме благодарна - с голоду умереть не дала. Сейчас, слава Богу, есть выбор смесей, и это прекрасно. А по поводу развития - в школе золотая медаль, в институте диплом с отличием, и есть еще достижения, о которых долго писать. Старшего же брата мама рожала сама, и он тоже развитием не подкачал. Умница, но ленивый. А самый близкий мне человек - бабушка, которая меня не рожала, кормила из бутылочки, но обожала меня, баловала, и говорила со мной, как со взрослой... Десять лет назад она умерла, и я почувствовала себя сиротой. Доктор прав - важно не как ты родишь, а как потом будешь ухаживать за ребенком, и как будешь его воспитывать. Я не хочу сказать, что естественные роды нужно поголовно заменить кесаревым, но и делать из кесарева конец света, да еще и внушать мамочкам мысли о какой-то неполноценности - очень нехороший перегиб...
5
Cheryl
07/06/2011 00:29 #

Cheryl Украина, Киев

Яся, пользуясь случаем, поздравляю Вас с рождением доченьки! А по поводу травм - точно такая же ситуация у моей любимой юной соседки (чудесная девочка, ей 18, но она не по возрасту мудрая). У нее, правда, сын, но ей тоже и роды стимулировали без надобности, и ребенка выдавливали, и у малого тоже кефалогематома, и перелом ключицы. Детские косточки срастаются быстро, у них все уже в порядке, но тендеция некоторых врачей ускорять процесс родов на ровном месте не радует. Меня, кстати, тоже пытались окситоцином наколоть, при полном раскрытии - акушерка не позволила, дай ей Бог здоровья. Но хорошо то, что хорошо кончается...
2
Гость
05/06/2011 22:31 #

Гость

Charise

июня 3, 2011 at 1:18
100%, нет никакой разницы КС или ЕР, знаете у моей малой две родовые травмы сломана ключица и кефалогематома на голове, мне давили на живот чего в цивилизованных странах не делают, тем более родовая деятельность у меня была ого-го, прошло всего 15-20 минут я и без давления могла родить, так лучше бы прокесарили та вытащили, может ничего и не было бы. Нам уже 3 недели, все уже прошло, гемотому откачали, ручка-ключичка в норме
3
Гость
03/06/2011 12:54 #

Гость

Charise июня 3, 2011 at 1:18
+200%
Гость
03/06/2011 01:25 #

Гость

Charise,отлично сказано!
Гость
03/06/2011 01:18 #

Гость

Девочки, ну о чем вы говорите, какая неполноценность? Зачали, выносили, прошли через роды, неважно, ЕР или КС, все равно роды - да вы гордиться собой должны, что вы мамы, не смотря ни на что. Вот же они, ваши сокровища, ваши детки - да вы просто супер-мамы! Да, часто врачи предлагают КС, потому что им так проще и дороже (мой случай), да, иногда (крайне редко, на мой взгляд) будущие мамы соглашаются на КС, чтобы самой не мучаться и ребенка не мучать - ну и что? Это их право, их дети, их деньги, их шов на матке, и понимание того, что полостная операция - всегда риск. Но ведь никто не даст гарантии, что роды, как бы распрекрасно они не начались, так же прекрасно и закончатся. Если нужно экстренное КС, или плановое, когда есть показания - то отказываться от него глупо, и, я бы сказала, преступно по отношению к своему ребенку, прежде всего. У меня были ЕР, после 12 лет лечения невесть отчего, четырех выкидышей и пяти годков вовсе без зачатия. Но мне и в голову не приходило, что есть особы с такими мелкими душонками, которые и в лупу не разглядишь, и они считают себя вправе осуждать то мамочек с КС, то мамочек на ИВ... Да кто они, блин, такие, эти судьи?! Если Бог даст мне второго, и смогу родить сама - чудно. Не смогу - пойду на КС, и париться не буду по этому поводу. Будет молоко - чудесно, нет - голодом морить ребятенка во имя великих идеалов ГВ не собираюсь, не для того рожаю...
3
Гость
10/05/2011 08:49 #

Гость

Все это глупости, главное, чтоб ребенок родился живым и здоровым. Я тоже была настроена на естественные роды, пришлось кесарить срочно, так что выбор не стоял между естественными родами или кесарево, он был между кесарево срочное или еще как можно быстрее, потому что у ребенка пульс пропал. Весь ужас, что я пережила от экстренного, когда все бегали и кричали: Мы можем не успеть! Быстро, быстро! Когда ты открываешь глаза после наркоза и не знаешь, что тебя ждет. Лучше уж планово.
2
Гость
07/05/2011 10:41 #

Гость

Опечаталась. Слово "детей" за скобками должно быть, конечно.
Гость
07/05/2011 10:40 #

Гость

"...начитавшись мамских сайтов и журналов делала слишком много лишних телодвижений, и проблемы на ровном месте создавала, постоянно нервничала по пустякам."
А мне повезло - близкая подруга, мать троих (тогда, впрочем, еще двоих, детей) сразу подарила мне книгу Комаровского "Здоровье ребенка", это недель восемь беременности было.
Ну и возраст, возможно, выручает в некоторой степени.
2
Гость
06/05/2011 17:56 #

Гость

Спасибо огромное, в очередной раз, многоуважаемому доктору за успокоение, т к чувствовать себя неполноценной, ущербной мамой, по причине не естественного появления моего долгожданного ребеночка на свет, очень тяжело и трудно. Я думаю - главное результат, и если другой возможности стать Мамой нет, то все способы хороши.
Гость
06/05/2011 13:30 #

Гость

Да я в принципе начиталась Комаровского (и книга есть, и сайт), надеюсь буду придерживаться его советов, чтобы не искать недостатки у своего ребенка, не морочить голову себе, и ребенку в первую очередь...
1
Гость
06/05/2011 12:37 #

Гость

"Но мне кажется каким бы спокойным не был ребенок, все равно мать спокойной быть не может," в общем да, главное не превращать свою жизнь в поиск лишних проблем, и вовремя взять себя в руки, моя хорошая знакомая боязнью ничего не пропустить превратила свою жизнь в ад. Первая агония начинает месяцам к трем проходить, к полугоду основная масса успокаивается. Хорошо, что Вы здесь, этот сайт помогает успокоится, мне повезло меньше и до рождения первого я начитавшись мамских сайтов и журналов делала слишком много лишних телодвижений, и проблемы на ровном месте создавала, постоянно нервничала по пустякам.
Гость
06/05/2011 11:06 #

Гость

Я очень надеюсь, что она будет более менее спокойной, по крайней мере договариваюсь с ней по этому поводу :). Но мне кажется каким бы спокойным не был ребенок, все равно мать спокойной быть не может, в том плане, что надо покормить, проследить здоровье ребенка, не упустить ничего (у моей подруги у дочери была дисплазия тазобедренного сустава, вовремя заметили, стремена надели), ну в общем сами знаете...
Гость
06/05/2011 08:02 #

Гость

Не по теме. Я, кстати, тоже тоже крымчанка(Алушта), пятый год в Полтаве.
Гость
06/05/2011 08:01 #

Гость

Яся, будет так как будет, может лялька будет спокойная, многие мои подруги вообще не знали чем заняться месяцев до 5 и свитера мужьям вязали, и пироги пекли. Также и с родами, я с первой беременностью очень переживала, что двигаюсь мало, 6 дней в неделю на сидячей работе, но ничего за три часа получила свое счастье без проблем. Надо настроиться, что главное это родить, а если еще и без проблем так вообще хорошо.
Гость
06/05/2011 07:05 #

Гость

Наташа А
мая 6, 2011 at 1:08
"Яся,ну скоро Вам так будет весело" Ну я предполагаю конечно, что будет ВЕСЕЛО, но еще не осознаю наверное насколько...:)!!!
Гость
06/05/2011 01:08 #

Гость

Яся,ну скоро Вам так будет весело :) Забудете обо всем. Мы тоже переехали в другой район за 2 недели до родов,а у подруг малышни уже полно и общения тоже не было. Я читала отзывы о роддомах,об уходе за ребенком.Проверьте все ли купили.Особенно обратите внимание на аптечку малыша.Читайте позитивные журналы по уходу за ре,смотрите фильмы про любовь и ...спите,спите и еще раз спите :)