Кормление грудью после года

Вопрос номер 685

Вопрос

В журнале “Мой кроха и я” за декабрь опубликована статья о кормлении грудью детей после года. Основной смысл в том, что это не нужно, вредно и т.д. Не то чтобы я прониклась и тут же решила отучать свою 13-ти месячную дочку от груди. Просто подумалось вот о чем. Об утверждениях, однозначных и не терпящих возражений. “Кормить до инволюции, которая может наступить и в 3 года, иначе ребенок заболеет!” “Кормить после года вредно, есть много другой полезной еды. А кормление нужно маме, что бы преодолеть свои комплексы!” Интересно, велись ли вообще исследования в этой области. Я имею ввиду не грудное кормление вообще, то, что оно полезно, никто не спорит. Я имею ввиду кормление после года. Сравнивались ли большие группы детей сосущих маму и отученных от груди. Их психологический комфорт, самостоятельность, способность принимать решения, здоровье и т.д. Кстати, мне врач в поликлинике сказал, что у детей кормящихся грудью после года, как правило, низкий гемоглобин.

Ответ

Самое главное: все интересующие Вас показатели, а именно “психологический комфорт, самостоятельность, способность принимать решения, здоровье и т.д.” невозможно рассматривать изолировано, только через призму вида и длительности вскармливания. Имеется огромное количество факторов не менее, а, часто, и более значимых: образ жизни, закаливание, посещение детского сада, педагогическая активность родственников, перенесенные болезни, питание матери, сроки введения и вид прикорма и еще десятки параметров. Элементарный здравый смысл подсказывает, что любые исследования, однозначно доказывающие пользу или вред кормления грудью после года, - профанация, ибо учесть все разнообразие условий и воздействующих факторов практически невозможно. В то же время, существуют апологеты длительного грудного вскармливания, для которых сам процесс кормления дитя как можно дольше, т.е. до той самой, Вами упомянутой инволюции, превратился в религию, в способ жизни… Когда некая очень умная женщина может родить 6 детей и всех их кормить грудью по 3 года, видя именно в этом смысл жизни, то я не имею никаких возражений. Но я категорически против того, что смысл существования современной женщины сводился исключительно к тому, чтобы кормить грудью. Еще более для меня неприемлемо, когда тех, кто не хочет или не может длительно кормить, записывают в мачехи, грозят им болезнями, стращают грядущими бедами, умственной отсталостью и агрессивностью отпрысков и т.д. Я убежден, и высказывался об этом неоднократно, что женщина, кормившая грудью до года, выполняет свой материнский долг на 100%. Кормить или не кормить в дальнейшем - личное дело женщины, но я убежден, что после года вид вскармливания уже не является определяющим фактором в телесном и психическом здоровье. Но я вовсе не склонен к крайностям, по крайней мере утверждать, что кормить после года вредно я бы не стал, мне, если честно, такое и в голову не приходило. Мой личный и не маленький опыт не позволяет сделать вывод о том, что здоровье ребенка старше года принципиально зависит от вида вскармливания. А “психологический комфорт, самостоятельность, способность принимать решения” зависят не от еды, а от психологического климата в семье, развивающих игр, диапазона общения ребенка. Я точно знаю, что у женщины, длительно кормящей грудью, чаще возникают проблемы в личной сфере, ибо далеко не всем так везет с мужьями, что они (мужья) готовы годами рассматривать женскую грудь исключительно в качестве источника еды и спать втроем. А по поводу “мне врач в поликлинике сказал, что у детей кормящихся грудью после года, как правило, низкий гемоглобин” - так я могу сказать то же самое.

вернуться назад | на главную Рубрика: кормление грудью |




Похожие вопросы:



Оставить комментарий

Заметьте: Включена проверка комментариев.




stat24 -ёўхЄўшъ яюёх∙рхьюёЄш ёрщЄр